The game is on again (on_dit) wrote,
The game is on again
on_dit

Categories:

Malta

Когда-то добрую треть этого журнала составляли фотоотчёты из поездок по разным странам. Потом на них стало катастрофически не хватать времени, и из последних 12 путешествий (Барселона, Египет, Шотландия, Альпы, Стамбул, Милан, Прибалтика, Луара, Израиль, Стокгольм, Мальта и снова Альпы) было написано только два поста.

Надо исправляться. Тем более, что не поделиться впечатлениями о таком уникальном месте, как Мальта, было бы неправильно. Жаль только, что фотоаппарат я оставил дома, поэтому все снимки сделаны мобильником и это сильно заметно по их качеству. В общем, не судите строго - в конце концов, это не фотовыставка, а просто иллюстрации к рассказу. Хотя мальтийские пейзажи заслуживают значительно лучшей камеры.



Это вид с балкона моего отеля в день приезда. Уже на следующее утро грозовое море и полутораметровые волны сменились совершенно пасторальным пейзажем. Пока вся Европа, включая Лондон, замерзала под снегом, Мальта была единственным теплым местом Старого Света. В Тбилиси и Ереване было "околоноля" (с), а на Мальте +19 и яркое солнце.

Поедете на Мальту - обязательно берите напрокат машину, это лучший способ нормально посмотреть страну. Движение на острове левостороннее, так что я сам немного побаивался перестраиваться с непривычки (в Лондоне я машину не вожу - только в путешествиях), но перестроиться оказалось совсем несложно, тем более что перекрёстков там немного, в основном все развязки с круговым движением. Единственная проблема - отвратительные дороги, худшие в Евросоюзе. При этом в навигаторе на моём телефоне отчего-то были обозначены даже раздолбанные гравийки без нормального асфальтового покрытия, и программа прокладывала по ним дорогу. То ещё удовольствие.

Любопытная деталь. Если обычно машину напрокат выдают с полным баком и просят вернуть её также полностью заправленной, то на Мальте автомобиль мне выдали заправленным наполовину, и сразу взяли деньги за полбака. Это хитрый ход: израсходовать хотя бы 20 литров бензина, несколько дней колеся по Мальте на маленькой машинке, практически невозможно. Во всяком случае я за три дня непрерывного катания едва-едва опустошил бак.

Мальта - маленький остров. Точнее, два маленьких острова, соединённых паромной переправой. Ещё точнее, два с половиной, потому что на миниатюрном Камино зимой живёт только одна семья, зато в туристический сезон туда массово ездят загорать и заниматься дайвингом. Собственно, все население страны составляет 410 тысяч человек, поэтому, по-хорошему, какой-нибудь мэр города Томска управляет значительно большим хозяйством, чем президент Мальты.



Это развалины первобытного храма, построенного в середине четвёртого тысячелетия до нашей эры. На Мальте таких много - добрая дюжина. Впечатление производит ничуть не меньше, чем какой-нибудь Стоунхедж (построенный, кстати, на тысячу лет позже).

Как приплывшие с Сицилии первобытные люди вытёсывали эти громадные каменные валуны (входной проём метра два высотой), а главное водружали их друг на друга (в оригинале храмы были крытыми), имея в качестве орудий труда лишь заострённые камни, остаётся только гадать. При том что вход в храм и расположение внутренних помещений географически строго соответствует геометрии астрономического цикла: центральный алтарь расположен от входа на линии лучей полуденного солнца в день равноденствия, левый освещается в полдень летнего солнцестояния, правый - зимнего.

Шесть тысяч лет спустя здания на Мальте продолжают строить всё из того же подручного материала - мягкого известняка. Поскольку маленький остров насквозь продувается морским ветром и солёными брызгами, стены подавляющего большинства домов, особенно на побережье, чаще всего красиво изъедены эрозией, отчего все постройки уже через несколько десятилетий приобретают вид древних и заброшенных сооружений.




Последнее фото - наглядная демонстрация британского имперского наследия. За свою долгую историю мальтийцы почти не были независимыми, успев побывать под владычеством римлян, греков, арабов, норманнов, испанцев, французов и англичан. Окончательно остров отошёл Британии по условиям Парижского мира в 1814 году. Британский монарх считался главой государства до самого 1979 года, когда на Мальте была ликвидирована последняя военная база англичан, поэтому Елизавета II успела побыть королевой Мальты почти 30 лет. А на острове до сих пор в большом количестве встречаются британские красные почтовые ящики с вензелями британских монархов и "лондонские" телефонные будки.



В центре Валетты даже стоит памятник королеве Виктории.



Теперь про мальтийских рыцарей. Теоретически это старейший в мире рыцарский орден, основанный ещё в 1099 году, который к тому же имеет статус суверенного государства. Если верить Википедии, на сегодняшний день орден насчитывает 13 тысяч рыцарей, из них 10,5 тысяч человек имеют паспорт суверенного Мальтийского ордена (между прочим, безвизовый въезд в 32 страны). У ордена есть даже собственная валюта - мальтийский скудо. Восьмиконечный мальтийский крест - это как раз их символ.



Крест на последней фотографии выцарапан на стене камеры в старинной тюрьме для рыцарей, расположенной в цитадели Мдины - древней столицы острова. Очень интересная тюрьма. Судя по всему, заключённых рыцарей очень неплохо кормили, на день выпускали погулять и даже поиграть в карты (играть на деньги было запрещено), два раза в неделю позволяли принимать ванну, а раз в неделю узников посещал врач (больных - каждый день). В общем, согласитесь, для средневековой тюрьмы просто райские условия.



Это центральный собор Мдины. Там красиво. Туристу на заметку: вход в собор только по билетам в соседний дурацкий музей, но в половине пятого вечера музей закрывается и в собор пускают просто так. Да, кстати, флаг, который развевается над кафешкой (кстати, очень недурственной), видите? Нет, это не датский. Да, похож. Но не датский. А мальтийский. У датского белый крест на красном фоне смещён немного влево, а у мальтийского - строго по центру.

А вот теперь самое интересное. На Мальте мальтийских рыцарей нет. Уже 200 с лишним лет как нет. Их оттуда выгнал ещё Наполеон в 1798 году, и они бежали в Санкт-Петербург, а потом - в Рим. Таким образом, Мальтийский орден находится на территории Италии, рыцарям даже предоставили в пользование форт Сант-Анджело. А форт Святого Эльма (на картинке снизу), оказывается, к ним отношения уже давно не имеет.



Российский император Павел, приютивший рыцарей в Петербурге, был избран Великим магистром, то есть главой ордена, в связи с чем на гербе Российской империи появилось изображение мальтийского креста. Сильно подозреваю, что это его портрет висит в галерее дворца великих магистров в Валетте. Не подписан, но уж очень похож.





Один день путешествия нужно обязательно потратить на Гоцо - "младший" мальтийский остров. Каждые полчаса туда отходит паром, плыть между островами минут 20. А там...







Красиво там, в общем, очень:)

Ну, и напоследок две фотографии мальтийских объявлений. Первое висит у входа в пещеру Калипсо - чтобы всякие доморощенные остапы бендеры не брали денег "на ремонт провала".


А второе висит на крупном супермаркете и кагбэ предупреждает туристов, что перерыв на обед - понятие ооооочень растяжимое.

Tags: europe, malta, photos, trips
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments