The game is on again (on_dit) wrote,
The game is on again
on_dit

  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Вечный Город


знаете, что это? так выглядят из самолёта Альпы. то ли французские, то ли швейцарские, то ли итальянские. горы - не карты, на них границы не нарисованы. так или иначе, именно с них началось путешествие в Рим, рассказ о котором я благоразумно спрячу под кат. потому что, как тщательно ни отбирал только самые-самые фотографии, из всё равно оказалось под три десятка.

Рим невероятен. думаю, ни одна европейская столица не может похвастаться таким количеством достопримечательностей. что, в общем-то, неудивительно, учитывая, что в прошлом году Рим отпраздновал своё 2770-летие. пытаться обойти Вечный Город за три дня и посмотреть всё - безумие. у нас было чуть больше двух. но на всё мы и не претендовали.


таким я увидел Рим вечером первого дня. надо сказать, без толп туристов он выглядит куда симпатичнее - впрочем, как и любой туристический город. соблазн в первый же день рвануть в Ватикан не покидал на протяжении всей прогулки - благо, купол собора святого Петра виден практически из любой точки в центре города. на первой фотографии - замок Сен Анджело, вызывающий своим видом прямые архитектурные ассоциации с московским Кремлём, который тоже строили итальянцы в том же пятнадцатом веке. в этом замке отсиживался папа Климент VII в 1527 году, когда войска Карла Пятого в очередной раз сравняли Вечный город с землёй. на втором снимке - ночной Тибр, оказавшийся речушкой узкой, мелкой и грязной. на третьем - Пьяцца дель Пополо, Народная площадь, в центре которой, окружённый четырьмя каменными львами, стоит древнеегипетский обелиск, привезённый сюда в первом веке до нашей эры. Египет, надо сказать, довольно долго был имперской провинцией, так что древних обелисков в Риме хватает.


неприглядная снаружи церковь Андрея Первозванного - ближайшая к нашей гостинице - оказалась огромной и невероятно прекрасной внутри. утреннее солнце, заглядывающее в базилику через специально проделанное над алтарём окно, создаёт полное ощущение божественного присутствия. фотографировать бесполезно - передать это на снимке невозможно. я долго удивлялся, что в нашем довольно подробном путеводителе по Риму забыли упомянуть об этой церкви. и только к концу дня, вдоволь находившись по городу, понял причину. дело в том, что поражающая своей красотой базилика XVII-XVIII века постройки - для города вовсе не редкость. таких церквей в Риме десятки и десятки - если писать про каждую, никакой бумаги не хватит.


Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона аллегорически изображает главные средневековые артерии четырёх континентов: африканский Нил, азиатский Инд, европейский Дунай и самую широкую реку в мире, южноамериканскую Ла-Плату . поскольку вид самого фонтана, обрамляющего ещё один египетский обелиск, был испорчен реставрационными лесами, фотография сделана у соседнего фонтана на той же площади. архитектор обоих фонтанов - великий Бернини, который, если верить путеводителю, выстроил пол-Рима. монументальные творения вездесущего художника преследуют туриста по всему Вечному городу. больше проживший восемьдесят с лишним лет Бернини не строил нигде.


римский Пантеон - воплощённый оксюморон. построенный во втором веке до нашей эры, Храм Всех Богов - единственное здание Вечного города, сохранившееся в неизменном виде на протяжении последних двух с лишним тысяч лет. в начале седьмого века с разрешения папы в храме была обустроена базилика, посвящённая, по старой памяти, всем христианским святым и мученикам одновременно. освятили новую церковь 1 ноября 609-го года - именно с тех пор этот день почитается у католиков как праздник Всех Святых, а в ночь перед ним отмечают Хэллоуин. о том, что изначально Пантеон был всё-таки языческим храмом, напоминает древнеегипетский обелиск у входа (да-да, ещё один), на который для приличия сверху надели крест, и огромное 9-метровое отверстие в куполе. так что, в зависимости от погоды, посреди храма Всех Святых сверкает солнце или идёт дождь, для отвода которого предусмотрена специальная дренажная система. а вообще, по сути, Пантеон - это фактически большое кладбище известных людей. помимо других знаменитостей, там похоронены Рафаэль Санти и объединитель Италии, король Витторио Эммануэль II.


фонтан Треви как будто вырастает и камня. Нептун выезжает на морской раковине, запряжённой тройкой крылатых лошадей, прямо из фасада Полийского дворца. это одно из самых популярных туристических мест Рима - даже в будний день вокруг фонтана фотографировались добрые полторы сотни человек. на второй фотографии - Квиринальский дворец, в котором когда-то жили римские папы, а сейчас обитает итальянский президент. на третьей - монумент Витторио Эммануэлю II на Пьяцца Венеция. позади конной фигуры объединителя Италии - не здание дворца, а, собственно, сам огромный монументальный комплекс, прозванный в народе "пишущая машинка".


развалины римских форумов императора Траяна, остатки Колизея и триумфальная арка. только после знакомства с ними понимаешь, какие вершины искусства покорили древние римляне за тысячу лет до появления Киевской Руси, какого расцвета достигла наука и инженерная мысль. падение Империи отбросило цивилизацию без преувеличения на десять-двенадцать веков в прошлое. построенный в первом веке Колизей вмещал в себя почти 90 тысяч зрителей. а пострадал он, вопреки распространённому мнению, не столько от землетрясения, сколько от людей, которые в средние века стали использовать его как источник строительного материала. выломанные из театра камни послужили, например, для постройки нескольких папских дворцов.


в ночном Риме словно оживают призраки прошлого. жертвенник Геркулеса - самый древний сохранившийся языческий алтарь. вид с Капитолийского холма на курию и развалины имперских форумов. Капитолийская площадь, спроектированная Микеланджело, с конной статуей императора Октавиана Августа. театр Марчелло, в средние века обустроенный под дворец.


я знал, что собор святого Петра в Ватикане - самый большой в мире. но я даже не догадывался, насколько он большой. здание, покрывающее территорию в 22 тысячи квадратных метров, выстроено в форме удлинённого католического креста, больше 200 метров в длину, высота купола - 119 метров. обрамляющий площадь перед собором портик украшен пятиметровыми скульптурами 144 католических святых. на третьем снимке они напоминают брюлловский "Последний день Помпеи". фасад самого Сен Пьетро венчают изображения Христа, Иоанна Крестителя и 11 апостолов - всех, кроме самого Петра. а каждый шаг внутри собора - это просто путешествие по страницам учебника истории искусства. шедевров Микеланджело, Бернини и других авторов, которыми мог бы гордиться любой музей мира, здесь десятки. описывать их бессмысленно - нужно смотреть своими глазами...


да, и если будете в Риме, обязательно пошлите домой открытку ватиканской почтой. во-первых, говорят, что она работает значительно оперативнее, чем римская. во-вторых, больше вы нигде не достанете марку с фотографией папы римского. а в-третьих, филателия - одна из основных статей доходов католической столицы мира. там есть, на что потратить деньги - поверьте :)
.
Tags: photos, trips
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments